Геннадий Зубов: "Горжусь, что привез в Донецк золотые медали и Лигу чемпионов"
Как остановить донецкий "моторчик"? Найти ответ на этот вопрос было практически нереально. Взрывная скорость позволяла миниатюрному Зубову за долю секунды оставить опекуна позади, а прекрасно поставленный удар позволял забить множество невероятных по красоте голов. Вратари пражской "Спарты", итальянской "Виченцы", киевского "Динамо" и даже тернопольской "Нивы" не позволят автору этих строк слукавить.
Его карьера оборвалась столь же стремительно, какими были забеги Зубова по правому флангу. "Я еще мог помочь "Шахтеру" года 2-3, но мне сказали "все, спасибо", - с горечью вспоминает Геннадий. Таким образом, поиграв в нескольких других клубах Донбасса, талантливый футболист повесил бутсы на гвоздь в 30 лет. Сейчас Зубов приобретает тренерский опыт, обучая азам игры юных воспитанников академии "Шахтера", но ностальгию за футбольными баталиями удается утолить лишь частично.
- Геннадий Александрович, уже более пяти лет прошло с тех пор, как вы "зачехлили" бутсы. Дают ли возможность игры за ветеранов, а также работа в детской академии "Шахтера" утолить футбольный голод, ностальгию?
- В тренировочном процессе не всегда это с ребятами удается. В большинстве случаев я им показываю, как надо выполнять упражнения, прием передачи, удары по воротам и тому подобное. Весь технический арсенал стараюсь демонстрировать на себе, и вижу, что ребятам это нравится. А уже чисто для себя, чтобы, как вы говорите, побороть ностальгию, я поддерживаю форму в матчах за ветеранов. У нас есть чемпионат Украины, а также разнообразные матчи, на которые приглашают ветеранов в тот или иной город.
- Кто вам составляет компанию? Наверное, это "горняки" 90-х годов...
- Компанию составляют Орбу, Матвеев, Попов, Леонов. Бывает, что играют Бахарев, Старостяк Миша, Евгений Котов. Так, кто еще? (Задумался).
- А Сергей Ковалев играет время от времени или ему противопоказан футбол вообще? Помню, в конце 90-х он был вынужден закончить карьеру из-за болезни...
- Нет, Сергей никогда не играет. Он может приехать, посмотреть... Но играть ему не позволяет состояние здоровья.
- Вы родились в Алчевске - промышленном городе, где, откровенно говоря, не самая лучшая экологическая ситуация. Какие приятные и неприятные воспоминания из детства?
- Ну, с детством у меня всегда только приятные воспоминания. Заниматься футболом начал в шестилетнем возрасте. Тогда было модно ездить в специализированный пионерский лагерь, где мы оздоравливались. На возрастные группы нас, мальчишек, не разделяли, и я тренировался с ребятами старше себя. А еще мы подрабатывали на консервном заводе - мыли тару и тому подобное. Все лето я проводил на улице с мячом, а зимой играл в хоккей. В школе учился на "железную" тройку. Особой успеваемостью похвастаться не мог, но на тройку знал всегда. Этого, к сожалению, некоторым из современного поколения не хватает.
- Первым клубом Зубова стала местная "Сталь". Шестнадцатилетний вундеркинд и суровые дядьки - одноклубники и соперники. Часто доставалось от них "салаге"?
- Старшие товарищи были для меня футбольными авторитетами, к которым тянется молодежь. Приходилось мириться с тем, что они тебе подсказывают, так как знают больше, и плохого не пожелают. Некоторые замечания, конечно, делались на повышенных тонах, но я считаю, что это шло на пользу. Бутсы для старших я не чистил, а вот мячи, фишки и прочий инвентарь носил всегда, и не вижу в этом ничего такого. Даже в "Шахтере" носил.
- Читал, что в 1994 году вы привлекли внимание московского "Спартака". Как это было? Почему переход не состоялся?
- Я тоже только слышал - со слов Анатолия Волобуева. Очевидно, москвичи выходили на него, и он с ними разговаривал. В итоге, приняли решение, чтобы я остался на Донбассе и поднимал украинский и донбасский футбол. Я об этом нисколько не жалею.
- "Шахтер", в который вы попали, принадлежал тогда Ахату Брагину. Что можете рассказать о президенте клуба, которого потом убили?
- Хочу сказать, что Брагин был столь же порядочным, как и Ахметов. Амбициозный, добродушный и, что самое главное, - любил футбол. Вот эти основные факторы я бы выделил.
- В Википедии написано, что Брагин был криминальным авторитетом. Вы знали о том, чем занимается владелец "Шахтера"?
- В этом я не могу сказать ничего, так как наше дело было - играть в футбол. Спортивные люди общаются во многих кругах и сферах, поэтому в этом ничего такого нет. Нормальный жизненный процесс, я считаю.
- Что изменилось с приходом Ахметова?
- Была поставлена цель: чемпионство и еврокубки. Мы долго к этому шли. Прежде всего, была возведена база - прекрасная, одна из лучших в Европе. Когда с инфраструктурой закончили, стали приглашать иностранных тренеров и футболистов-легионеров. Сам бюджет футбольного клуба стал больше, расширился персонал и т.д.
- Вы упомянули о легионерах. В 90-х за "Шахтер" играл литовец Дайнюс Глевецкас, но это был представитель постсоветского пространства. А вот как отреагировали "горняки", когда в клубе появились первые темнокожие легионеры - Агахова, Ндиайе, Окоронкво?
- Мы отреагировали достаточно спокойно. А вот болельщикам, когда африканцы вышли после зимних сборов в стартовом составе, было действительно интересно. Новички сразу же доказали игрой, что они достойны того, чтобы выступать в нашем футбольном клубе.
- Были ли у них чудаковатые привычки, особый рацион?
- Ничего такого я не заметил. Африканцы были очень неприхотливы. Единственное помню: Окоронкво просил, чтобы после первого тайма ему приносили бананы. Во всем остальном эти ребята мирились с тем, что есть.
- В свое время вас приглашали в киевское "Динамо" и Сабо, и Лобановский. Столичный клуб тогда стоял на несколько порядков выше "Шахтера", но вы не согласились на переход. Почему?
- Опять же я знаю это из уст других людей. Это Чубаров меня тогда приглашал, но я уже был на контракте с "Шахтером". Я здесь играл, Валерий Иванович Яремченко мне доверял, поэтому что-либо менять не было смысла. Я любил и люблю этот клуб, и счастлив, что с друзьями привез на Донбасс золотые медали и путевку в Лигу чемпионов. Вот этим я горжусь!
- Какими были матчи между "Динамо" и "Шахтером" в 1990-х? Случались скандалы?
- Случались! В те времена политическая ситуация была такой: Киев - это столица, Донецк - тоже хорошо, но второго места с него будет достаточно. "Динамо" и судьи помогали - это нужно признать. Что еще вам сказать?
- То есть, вы имеете в виду, что судьи им помогали в матчах с "Шахтером", или на протяжении всего турнира?
- Нет, на протяжении всего турнира. Вот сейчас судьи уже более лояльны к "Шахтеру". Уже все по-другому. Тогда мы только шли к этому.
- Вы были миниатюрным футболистом. Валентин Полтавец недавно уверял, что невысокий рост - это козырь. Это так?
- Я с ним полностью согласен. То, что я маленький, никогда не имело для меня никакого значения, - пытался искать преимущества в другом. Миниатюрные футболисты - более резкие, быстрые, ловкие, они играючи могут убежать от соперника. Разве что верховая борьба, и то я могу с вами поспорить, что даже у высокого футболиста из десяти раз можно выиграть "второй этаж" дважды. И не только Сергей Ребров, но и многие другие футболисты - яркий тому пример.
- За сколько секунд пробегали стометровку?
- Тестов на сто метров у нас не было. Но мою стартовую скорость вы, наверное, прекрасно видели. Я не засекал.
- Кто был самым высоким футболистом, против которого вам пришлось действовать?
- Это немцы. Тот же Янкер, то же Коллер. Потом - норвежец Карью. Вот этих троих, я думаю, достаточно.
- Наверное согласитесь, что своего пика ваша карьера достигла в период 2000-2002 годов, когда "Шахтер" пробился в Лигу чемпионов, а также завоевал золотые медали чемпионата. Мне запомнились три момента с вашим участием. Первый - невероятный гол в ворота "Спарты". В "девятку" пробивали зряче?
- Я банально бил в дальний угол, но не ожидал, что попаду прямо в "девятку". Пробивал зряче, но траектория меня самого удивила. Таких голов на протяжении карьеры забил еще несколько. В 1996 году, только с несколько более близкого расстояния, забил "Виченце" дома. Помню гол тернопольской "Ниве" - почти с центра поля, и в Одессе издалека забивал, и киевскому "Динамо" в Донецке.
- Второй момент: в сентябре 2000-го вы не забили Польше - Томаш Клос в стиле кунг-фу выбил мяч самой линии...
- Мне несколько дней назад ваши коллеги уже задавали этот вопрос. Я бы хотел относительно этого момента поспорить. Тогда было гораздо меньше телекамер, но, как мне показалось, мяч пересек линию ворот. Ситуация схожа с той, которая возникла в матче Украина - Англия на Евро-2012. Там было пять судей - все видели, что гол был, но не засчитали. А еще, помню, мы играли с немцами и я выбил мяч из пустых ворот. Немцы считали, что гол, но арбитр не засчитал. Этого уже не вернуть, мы можем разве что рассуждать...
- Ну и третий момент - ваш гол в ворота Кана, когда сборная Украины повела в счете против Германии в стыковом матче к ЧМ-2002. Появилась ли тогда уверенность, что пройдем Бундестим?
- Помню, на эти матчи был особый настрой. Я думаю, у всех ребят была уверенность, что пройдем немцев. Если бы мы удержали эту победу с разницей в один мяч, возможно, там совсем по-другому сложилась бы игра. А так - мы попали в Дортмунде под пресс, они нам за 15 минут забили три гола. Немецкая машина раздавила нас, вот и все. В составе Бундестим играли чемпионы мира и Европы, поэтому команда действительно была очень сильной.
- В сборной вам посчастливилось работать под крылом Лобановского. О Мэтре мнения расходятся: кто-то о нем положительно отзывается, а у кого-то, как вот у Виктора Леоненко, воспоминания не самые лучшие. Как было у вас?
- Воспоминания очень приятные, прежде всего, из-за человеческих качеств этого специалиста - простой, амбициозный тренер. В общении чувствовалось, что это человек широкой души. От Лобановского никогда не слышал упреков в адрес футболистов. Критика, конечно, нужна, но он все объяснял спокойным тоном.
- Когда почувствовали, что уже не можете быть полезны "Шахтеру"?
- Тогда наступил такой переходный период, когда по-другому стала работать селекционная служба. Я уже неоднократно говорил вашим коллегам, что мог бы еще помочь команде года два-три. Я следил со стороны за людьми, которые приходили, и делал вывод, что мог бы тоже принести пользу "Шахтеру".
- То есть вы не по своей воле покинули "Шахтер"?
- Да. Я тогда отдыхал, когда позвонил Евгений Канана и сказал: "Все, спасибо за работу". Для меня все стало понятно.
- Команду тогда, если не ошибаюсь, тренировал Шустер?
- Да. У меня в 2003 году была операция, потом я начал набирать форму, но Шустер уже не доверял. Пришел новый тренер с новым видением, который начал формировать новую команду.
- Потом был ряд клубов Донбасса, где вы пытались сыграть. Почему нигде не задержались и закончили карьеру в 30 лет?
- Это был "Металлург" донецкий. Там я тоже набирал форму полгода... А, сначала я играл в "Ильичевце"! Мариуполю принес много пользы - зайдите в интернет и почитайте. Если подумать, то я там был лучшим по итогам года. Потом пошел в донецкий "Металлург", затем в Алчевск. В "Заре" тоже был одним из лучших игроков - поищите статистику. Передачи отдавал, голы забивал. Но в Луганске начались пертурбации: был Бессонов, а пришел Косевич. У Бессонова я был лучшим футболистом, а пришел Косевич и сказал: "Не надо. Спасибо. До свидания". Но это футбольная жизнь. Новый тренер видит по-новому.
- Чем сначала думали заниматься? Ведь предложение от академии "Шахтера" поступило не сразу...
- Чем думал заниматься? Как-то сразу в голову пришел вариант, что всю свою жизнь надо отдать футболу, и я потихоньку стал учиться, переквалифицируясь из футболиста в тренера. Предложение от ФК "Шахтер" не заставило себя ждать. Я даже не колебался и сразу ответил согласием, чтобы воспитывать молодые таланты и развивать наш европейский клуб.
- Бернда Шустера, наверное, не отнесешь к категории тренеров, с которыми было приятно работать. Кого из других специалистов можете выделить?
- Я вам хочу сказать следующее: всем тренерам, у которых я прошел обучение, огромное спасибо! Дай Бог им здоровья! Кто-то мне доверял, кто-то меньше. Считаю, что все специалисты, которые приходили в наш клуб, не хотели ничего плохого как для клуба, так и для игроков. Действительно, есть такие тренеры, которых стоит отметить. Это Прокопенко, Яремченко, Рудаков, Король, Носов, Лобановский, Колотов, Бессонов, Скала...
- Кстати, чем запомнился Невио Скала? Экстравагантный итальянец заметно выделялся на фоне других тренеров высшей лиги...
- Это был человек простой в общении и в быту. Я уже как-то говорил, что Скала не гнушался никакой работы, сам носил ворота, расставлял их. А еще готовил нам на базе и спагетти, и отбивные. Самое главное в нашей жизни - оставаться человеком. Вот и все.
- Нравится ли вам, воспитателю молодых украинских талантов, то, что уже много лет большинство игроков "Шахтера" - это легионеры?
- Я считаю, что сейчас такова политика клуба. Но дорога открыта для всех. Если молодой футболист будет соответствовать уровню "Шахтера", его будут брать в клуб. Хотелось бы, чтобы нашим воспитанникам больше доверяли, привлекали их хотя бы к тренировочному процессу, чтобы они варились в этой каше вместе с лучшими игроками первой команды.
- Как Геннадий Зубов отдыхает от футбола? Возможно, есть хобби, о котором знают не все?
- Знаете как: был игроком - не было времени, стал тренером - то же самое (смеется). Стараюсь как можно больше находиться с семьей: у меня в декабре родился сын, назвали Лукой. На выходных можем на море поехать, чтобы подышать свежим воздухом, в парк сходить, в цирк.
- До недавнего времени ваша семья состояла только из представительниц прекрасного пола. На футбол у них нет аллергии?
- Нет, жена и дочери к этому нормально относятся. Они радуются за отца, что он такой на поле и в жизни - добрый и любящий.
Беседовал Олег Бабий