Новый год изменил жизнь Василия Раца
Василий Рац никогда не забудет новогоднюю ночь 1991 года. Тогда полузащитник киевского "Динамо" и сборной СССР попал в ситуацию, которую не пожелаешь и врагу. Когда Советский Союз распался, Василий собирался продолжить карьеру по контракту с самым популярным клубом исторической родины - "Ференцварошем" из Будапешта. Но 31 декабря 1990 года поставило большой знак вопроса не только на продолжении карьеры, но и на всей дальнейшей жизни легендарного хавбека.
Тело перестало слушаться
"Лобановский уехал работать в Объединенные Арабские Эмираты, один за другим стали разъезжаться по зарубежным клубам и мои партнеры по команде, - вспоминает Василий. - Из старой гвардии я остался один. И тут подоспело предложение от "Ференцвароша". В декабре 1990 года я самостоятельно стал готовиться к новому сезону. 31 декабря потренировался на стадионе "Динамо", принял душ, а затем полчаса с мокрой головой простоял, пытаясь поймать такси. Дома с семьей посидели за праздничным столом, я немного выпил и лег спать. Неожиданно ночью почувствовал, что что-то не так. Мне стало плохо, не получалось пошевелить ни левой рукой, ни левой ногой - парализовало всю левую сторону тела. Жена вызвала скорую помощь. Две недели я пролежал в госпитале. Сначала речь вообще не шла о моем возвращении в футбол. Жена кормила меня с ложечки, а в это время представители "Ференцвароша" регулярно обрывали мой домашний телефон. Супруга сначала скрывала правду, говорила, что я подхватил простуду. Но через несколько недель, когда уже немного пришел в себя и начал ходить, я сам позвонил в Будапешт и рассказал все как есть, без утайки. В клубе к происшедшему отнеслись с пониманием".
Оставил здоровье на поле
Рац до сих пор до конца не может понять, что с ним произошло тогда, в новогоднюю ночь. "Думаю, на здоровье сказались почти десять сезонов запредельных нагрузок в "Динамо", - говорит Василий Карлович "Взгляду" . - Я ведь несколько сезонов провел вообще без замен".
Благо, в "Ференцвароше" так хотели заполучить легендарного футболиста, что помогли во всем, включая медосмотр. "Сначала врачи не дали разрешение включать меня в заявку команды, - рассказывает Рац. - Оценив состояние моего здоровья, доктор просто отказался подписывать соответствующие бумаги. Я не знал, что делать. Хорошо, что помог один профессор-невропатолог, который был большим поклонником футбола. С ним президент "Ференцвароша" сам договорился. Профессор дал медицинское разрешение выступать за команду, с условием, что я ежемесячно буду ездить к нему на медосмотр. С клубом я подписал контракт на два с половиной года. Свою роль сыграло имя - я был единственным этническим венгром в сборной СССР. Болельщики "Ференцвароша" узнали, что я на самом деле не Василий, а Ласло. Они ждали от меня яркой искрометной игры, но я на нее уже был не способен. Конечно же, хотел показать себя, но у меня уже наметились проблемы с координацией. Промучился полтора года, а затем венгерские бизнесмены предложили помочь им наладить деловые связи в Украине. Так я и решил уйти в бизнес. Разорвал контракт с "Ференцварошем" и с головой окунулся в новую работу. Основал фирму "Рац и сыновья".
В футбол Рац вернулся только в 2007 году, когда Йожеф Сабо пригласил его в тренерский штаб киевского "Динамо". В прошлом году Василий Карлович тренировал молодежную команду "Оболони" и даже какое-то время исполнял обязанности наставника первой команды. Нынче Рац находится в творческом отпуске, но, думается, своего последнего слова на тренерском поприще он еще не сказал.