Владимир Юрзинов: за победой на ЧМ-2012 - пустота
Один из самых известных тренеров в истории европейского хоккея — 72-летний Владимир Юрзинов в эксклюзивном интервью «Известиям» заявил, что восхищен игрой сборной России и Евгения Малкина, отметил работу тренерского штаба своего ученика Зинэтулы Билялетдинова и... подчеркнул огромные проблемы в структуре российского хоккея.
— Вы являетесь тем специалистом, который очень сильно повлиял на игровую и тренерскую карьеру Зинэтулы Билялетдинова. Как оцените работу своего ученика?
— Он молодец! Собрал хороший тренерский состав из таких же бойцов. Сам прошел великолепную школу как игрока и тренера. Это результат его собственного труда, и это говорит о том, что он продолжает совершенствоваться как тренер, оставаясь при этом самим собой. Он всех слушает и никого не слышит, а делает то, что считает нужным, пользуясь колоссальным опытом.
— Чего в первую очередь добились тренеры нашей сборной?
— Им удалось создать состояние невероятной уверенности, что мы сейчас соберемся и всех порвем. Но мы должны говорить о том, что в матче со шведами, не поведи те себя по-хамски, все могло сложиться и по-другому. Очень сильные сборные США и Канады не попали в полуфинал. Но дай бог, чтобы такая команда осталась у нас надолго.
— Можно сказать, что наши игроки получили некую раскрепощенность, потому что перед ними не стояло задачи выиграть чемпионат мира?
— Задачи сейчас не главное. Нужно порадоваться нашей общей большой победе. Я был на трибунах и общался со многими специалистами. Могу вам сказать, что никто не ожидал, что сборная сумеет так провести чемпионат, улучшаясь от игры к игре, оставаясь очень сплоченной командой с крепким духом. Во время игр не было ни одной отмашки, ни одного глупого удаления. Мне было приятно до слез. Как будто вернулись в прежние времена. Ребята показали, какими мы можем быть, когда объединяемся, и было видно, что все играют за страну.
— Насколько яркая игра Пережогина и Попова связана с тем, что ребята попали в звено к Малкину?
— Главное, что ребята играли друг на друга, а это уже мастерство тренеров и желание самих игроков.
— Как оцените состав национальной команды и решение тренеров сократить игровое время Кузнецова?
— Есть законы, по которым на льду должны быть сильнейшие игроки. Молодые перспективные игроки — это все хорошо, но все определяет результат. Молодежь играла на этапах Евротура, и это никуда не денется и обязательно отложится и у Кузнецова, и у Бурдасова, и у Тарасенко, и у Пивцакина. На чемпионат мира едут уже сильнейшие, те, кому доверяют тренеры.
— Кто из игроков российской сборной удивил вас больше всего?
— Откровенно говоря, это был чемпионат Малкина, он таким и останется. Евгения таким в Европе никогда не видели. Женя сыграл на невероятном подъеме. Да вся команда билась друг за друга. Но я не могу не отметить Павла Дацюка, который был не совсем здоров. Его роль в команде и в общем успехе неоценима. Да и Саша Овечкин блистательно сыграл на чемпионате, не делал ничего лишнего. Вся команда была полностью сосредоточена на хоккее.
— Что нужно сделать тренерскому штабу, чтобы сохранить нынешний бойцовский характер?
— Они его сохранят. В тренерском штабе все ребята бойцовского характера — это и сам Билялетдинов, и Юшкевич, и Никитин, и Белов, и Володя Мышкин. Они все прошли большую школу и знают, какой ценой достаются победы. Так что уверен, что с этим вопросом все будет в порядке.
— В нынешнем сезоне здорово проявил себя и еще один российский тренер — Олег Знарок, подтвердив высокий класс отечественной школы. Может, стоит нашим наставникам давать больше шансов?
— Это беда нашего хоккея, потому что руководители клубов не ставят перед собой задачу подготовки собственных тренеров, да и игроков не так здорово растят. Нет стратегии, всегда можно приобрести или купить. Например, на последний международный тренерский семинар из России приехал один Буцаев, а весь мир сидит, слушает и общается. У нас в КХЛ работает пять финских тренеров, и в этом нет ничего удивительного. Я прекрасно знаю, как в Финляндии контролируют подготовку кадров. Ни в Канаде, ни в США, ни в Финляндии, ни в Чехии не работают иностранные специалисты. Как результат — очень мощная подготовка своих тренерских кадров, где наставники проходят углубленные двухгодичные курсы и регулярно стажируются.
— То же можно сказать и о нашем молодежном хоккее?
— В первую очередь потому, что это все звенья одной цепи.
— Можно ли ждать, что к Олимпиаде в Сочи появятся новые яркие молодые игроки?
— Сейчас очень важно, что мы вынесем из нынешней победы. Или мы зацелуем всех наших игроков в объятиях, или мы построим учебно-тренировочный центр, научно-методического центра у нас тоже нет, а весь мир этим занимается. А потом придет к нам чемпионат мира, а игроки все так же будут играть на тех аренах, которые еще при мне были, и будем разводить руками. Так что сейчас всем руководителям нужно заниматься развитием, что мы вложим сейчас, то и будет у нашей молодежи в будущем. Наш хоккей заслужил собственный дом, интернаты. А этот успех забудется уже через полгода, когда начнутся новые соревнования.