Дячук-Ставицкий: "Cмена стадиона оказалась для "Карпат" переломной"
От интервью исполняющий обязанности наставника "Карпат" по ходу сезона постоянно отказывался: сначала ждал первой победы, затем не хотел сглазить, а потом уже как-то было не до разговоров. И лишь теперь, когда самое страшное для него и его команды осталось позади, Дячук-Ставицкий прямо ответил на все без исключения вопросы корреспондента "СЭ".
ХОРОШО, ЧТО ВОВРЕМЯ СМЕНИЛИ СТАДИОН
- Юрий Михайлович, не было желания после такого сезона уехать куда-нибудь на край света и несколько недель отдохнуть от людей, газет, телевизора?
- Желание, может, и было, а вот времени - нет. Перед тем, как возглавить "Карпаты", я занимался в клубе детско-юношеским футболом. И, в общем-то, не бросал это направление. Сейчас, когда первая команда ушла в отпуск, вернулся к детям. У них ведь заканчивается учебный год - вопросов накопилось немало. В следующем сезоне в премьер-лиге стартует турнир среди юношеских коллективов (U-19). Готовим сани летом.
- К роли антикризисного менеджера вам не привыкать. Колебались ли, принимая в марте предложение Петра Дыминского вернуться на должность исполняющего обязанности главного тренера?
- В любой другой ситуации колебания, разумеется, могли возникнуть, но уж точно не в этой. Я слишком много лет отдал "Карпатам", чтобы отказаться помочь родной команде, находившейся на грани вылета.
- Главная проблема, с которой вы, похоже, столкнулись по ходу второго круга - пробелы в функциональной подготовке. С чем они связаны?
- Не нужно искать виновных. Ни клуб, ни его наставники ни в чем не виноваты. О чем говорить, если шесть игроков нашей команды - Худобяк, Ощипко, Авелар, Зенев, Кополовец и Болохан - были вынуждены лечь на операционный стол, а Голодюк приходил в себя три или четыре месяца?! Вести речь о полноценной подготовке каждого из названных исполнителей к сезону не приходилось. То же касается и некоторых новичков, прибывших в клуб накануне второго круга. Вот и получилось, что команда была разбалансирована: футболисты находились в разной степени физической готовности.
- Можно ли сказать, что с психологической точки зрения переломным для коллектива стал кубковый матч с "Черноморцем"?
- Переломным оказалось решение сменить домашний стадион.
- Шутите?
- Нет. А вы разве не заметили, что на "Арене Львов" мы не одержали ни одной победы, потеряв уйму важных очков? Перед встречей с одесситами решили вернуться на "Украину": сразу же победили, после чего обыграли на этом стадионе и "Волынь", и "Кривбасс". Более того, сама атмосфера будто подсказывала, что "Украина" нам и приятнее, и роднее. А когда, пусть и не в оптимальном состоянии, но на поле вернулись Худобяк, Голодюк, Авелар и Зенев, фрагментами стала возвращаться привычная игра.
- У вас не было идеи пожертвовать Кубком? Ведь прорубить окно в Европу, вылетев при этом в первую лигу, - слабое утешение…
- И руководство клуба, и тренерский состав считали, что, прежде всего, нам нужно поднять не только уровень функциональной готовности, но и боевой дух, и психологическую устойчивость. Что может способствовать этому лучше, чем победы - и неважно, в каком турнире? После того, как мы обыграли "Черноморец", команда снова поверила в свои силы. Затем были 120 минут полуфинальной встречи с "Металлургом", в которой нам чуть повезло в дополнительное время и не пофартило в серии пенальти. Что поделаешь, не зря ее называют лотереей…
СМОТРЕТЬ НА ХУДОБЯКА БЫЛО БОЛЬНО
- В первых матчах при вас ворота защищал Андрей Тлумак, а затем в "рамку" вернулся Мартин Богатинов. Вы давали четко понять, кто из них является номером один, или это снова и снова решалось на каждой тренировке?
- Тлумак неудачно провел ряд встреч, и мы решили предоставить новый шанс Богатинову, который хорошо работал на тренировках. События показали, что мы не прогадали.
- "Стандарт" в наши ворота - как пенальти", - сказали вы после матча с "Металлургом". С того дня дисциплина в штрафной при розыгрыше соперниками угловых и штрафных ударов как-то улучшилась?
- Вы можете не поверить, но после стандартных положений мы пропустили в этом сезоне более пятидесяти процентов от общего числа мячей. Почему? Дело в том, что при Олеге Кононове команда использовала зонный вариант обороны при штрафных и угловых ударах, а при мне - перешла на смешанный зонно-персональный вариант. Вот этот переход, видимо, прошел не совсем гладко, хотя, будем откровенны, "Карпаты" и раньше страдали от "стандартов". Тем не менее, ближе к концовке сезона в этой плоскости наметился ощутимый прогресс.
- В печально памятном поединке с "Таврией", в котором львовяне под руководством Владимира Шарана растеряли гандикап в два мяча, одним из лучших на поле был креативный Эрик. При вас бразилец оказался в молодежном составе. Причина - то, что он играет исключительно на чистых мячах?
- Причина в том, что в оставшихся встречах нам нужно было брать очки. Демонстрируя при этом современный агрессивный футбол с применением прессинга. Эрик - хороший футболист. У него есть голевое чутье, он хорошо оснащен в техническом плане, но в конкретный момент были необходимы иные качества. Бойцовские! Тем не менее, в следующем сезоне и у бразильца, и у других оказавшихся в дубле исполнителей, будет шанс проявить себя в новом качестве.
- На действиях Федецкого сказался вынужденный простой из-за бумажной волокиты с "Шахтером"?
- Бесследно это не прошло, потому что он не участвовал в сборах. Да и, в целом, если откровенно, провел сезон ниже возможностей. Потому, думаю, и не попал в расширенный список Блохина.
- Как, впрочем, и Худобяк с Ощипко…
- У этих двоих - совсем другая история. Шансов сыграть на Euro после операций у них не было. Игорю вообще нужно отвесить низкий поклон за то, что концовку сезона отыграл на морально-волевых. Когда парень убивался 120 минут в кубковом матче с "Металлургом", мне было больно на него смотреть. Но Худобяк - боец каких мало.
БАТИСТУ НУЖНО БЫЛО ОТПУСКАТЬ ЕЩЕ РАНЬШЕ
- В марте лидером по духу, да и по игре выглядел далеко не львовянин Лукас Перес…
- Лукас - хороший футболист, но не без проблем. В концовке я ожидал от него более высокой результативности. Будущее у испанца есть, но для этого необходимо пересмотреть отношение к делу.
- Не жалеете, что отдали Сергея Кузнецова в "Севастополь"?
- У Кузнецова в "Карпатах" ситуация была, мягко говоря, специфическая. Углубляться в детали, с вашего позволения, не буду.
- А Батисту - в "Оболонь"?
- Жалею, что не отдали раньше. То, что бразилец нам не поможет, было понятно еще в начале сезона. Вспомните матч с "Динамо" во Львове. У Батисты было четыре голевых момента при нулевой реализации. А ведь форвард должен выжимать из своих возможностей максимум. Тот же Гладкий, кстати, в матче с "Металлургом" не попал в пустые ворота и не использовал еще два стопроцентных шанса в матче с "Днепром".
- Арендные соглашения Федецкого и Гладкого с "Карпатами" уже истекли?
- Да, в мае. А потому их будущее напрямую зависит от позиции руководителей клубов, которым они принадлежат.
- Какими вам видятся перспективы вчерашних новичков основы Павла Ксенза, Вадима Болохана и Игоря Озаркива?
- Озаркив - молодой перспективный воспитанник львовского футбола. Какое-то время он ждал своего шанса в дубле, и вот дорос до первой команды. Болохану необходимо восстановиться после операции. Процесс реабилитации займет четыре месяца. Что до появившегося у нас перед самым стартом второго круга Ксенза, то у него есть хорошие задатки, которые нужно раскрыть.
МОГУ НАЗВАТЬ ДВУХ ПОРЯДОЧНЫХ АРБИТРОВ
- Львиная доля вопросов в вашей борьбе за выживание могла быть снята уже в матче с "Арсеналом", который вы, как и в случае с "Таврией", проиграли, ведя в счете 2:0! Что случилось с командой после перерыва?
- Первый тайм мы выиграли - 1:0, а затем удвоили преимущество в начале второго. Все произошедшее затем стало следствием какого-то психологического просчета. Очевидно, ребята побоялись упустить такое преимущество, стали прижиматься к своим воротам и на фоне не лучшего функционального состояния случилось худшее, что только могло. Тем более что и некоторые решения судейской бригады в этой встрече были не совсем адекватными.
- Лично вы полагаете, что за последнее время качество арбитража в премьер-лиге улучшилось?
- Скажем так: у нас появилось несколько хороших порядочных судей. Если хотите, даже могу назвать две фамилии.
- Все хотят.
- Харьковчанин Анатолий Абдула и представитель Киевской области Сергей Бойко. Даже когда они ошибаются, я на триста процентов уверен, что это случилось неумышленно. Есть и другие перспективные молодые рефери, но раздавать им именные авансы я бы пока не спешил.
- Могу представить, с каким чувством вы дожидались результата встречи "Черноморец" - "Оболонь" на последних минутах выездной встречи с "Днепром". Верили, что все будет по-честному?
- Не просто верил, а знал, что иначе и быть не может! С наставниками "моряков" Романом Григорчуком и Михаилом Савкой я работал еще в их бытность игроками иванофранковского "Прикарпатья". Знал, что в плане человеческих качеств они не подведут. Да и команду в Одессе слепили хорошую. Вспомните, как плохо начинал "Черноморец" и как многообещающе накатил на финиш…
ДИАГНОЗ БЫЛ СТРАШНЫМ, НО Я ВЫКАРАБКАЛСЯ
- Юрий Михайлович, вы допускаете вероятность, при которой по окончании сезона избавитесь от пресловутой аббревиатуры "и.о." и будете готовить команду к следующему сезону?
- На этот вопрос ответит только время. Сейчас ничего неизвестно. Одно знаю точно: из "Карпат" я в любом случае не уйду. В этом клубе с небольшими перерывами я проработал почти двадцать лет практически на всех должностях. Был и генеральным, и спортивным директором, и главным тренером, и ассистентом, и руководителем детско-юношеского направления… И в будущем буду работать там, где решат руководители родного клуба.
- Долгие годы вы помогали Мирону Маркевичу. Поддерживаете ли теперь связь с наставником "Металлиста"?
- При встрече здороваемся, пожимаем друг другу руки. Отношения нормальные. Но дружескими их уже не назовешь. После ухода Мирона Богдановича из "Карпат" наши пути разошлись.
- В феврале 2009 года вы неожиданно подали в отставку, объяснив это желанием отдохнуть от футбола. Можно ли сказать, что творческий отпуск пошел на пользу, и вы вернулись к любимому делу с удвоенным энтузиазмом?
- Стоит ли скрывать, что зимой того года врачи поставили мне страшный диагноз? Тем не менее, кое-как выкарабкался. Все, о чем говорили доктора, не сбылось. Сейчас я здоров.
- Однажды вы сказали, что просыпаетесь и засыпаете с мыслями о Боге...
- Когда я услышал прогноз врачей, мне не оставалось ничего, кроме как обратиться к Господу. И сейчас, как и раньше, перед всеми ответственными матчами стараюсь вести команду в церковь.