Олег Базилевич: "Мой "Шахтер" уже поймал игру, но тут позвонил Лобановский"
Заслуженный тренер СССР Олег Базилевич вспоминает, как зарождался его тренерский дуэт с Валерием Лобановским.
- Киевское "Динамо" начала 70-х, как, впрочем, и долгие годы до этого, представляло из себя команду, в которой играли на самом деле лучшие футболисты Украины. В сезонах 1971-1973 годов ее тренировал известный советский специалист Александр Севидов. Он сменил на этом посту Виктора Маслова, для которого приговором стало 7-е место "Динамо" в сезоне 1970 года.
Севидов ввел некоторые новшества - например, в отличие от предшествующих сезонов больше внимания стали уделять персональной игре защитников против нападающих. В составе тоже произошли изменения - именно при Севидове в команде появились игроки, которым впоследствии довелось реализовать Систему и снискать яркую международную славу. Это, конечно же, юные Олег Блохин и Леонид Буряк.
Удачная селекция, формирование боеспособного подбора игроков, некоторые тактические новшества, и команда, став чемпионом СССР в сезоне 1971 года, вернулась в число лидеров советского футбола. Но и всего-то. На международной арене в те годы ничего выиграно не было. Да и во внутреннем чемпионате дела затем тоже пошли не лучшим образом. Хотя чувствовалось - потенциал у этого состава большой, команда способна на многое.
Особенно убедительной была неубедительность выступлений киевского "Динамо" на фоне игры, которую демонстрировали недавно вернувшиеся в высшую лигу донецкий "Шахтер" и днепропетровский "Днепр". Поэтому партийное руководство республики, от которого тогда и зависело все и вся, выдвинуло кандидатуру Лобановского на пост старшего тренера "Динамо". Это был достаточно смелый и, как оказалось, прозорливый шаг - ведь "Днепр" Лобановского тех лет занимал места в середине таблицы, а "Динамо" было в числе лидеров и претендентов на высшие награды.
Лобановский тут же позвонил мне и сказал, что у нас "наконец-то есть возможность поработать вместе". Я в шутку спросил его: "Что, тебя попросили из "Днепра" и ты хочешь ко мне в "Шахтер"?". Мы посмеялись, конечно, но вопрос был нешуточный. Ведь "Динамо" - это "Динамо", и цели перед его тренерами уже давно ставятся только максимальные. Думаю, Лобановский хорошо понимал, что, не решив поставленных задач, с "Динамо" быстро придется распрощаться. А справиться ему одному, молодому еще тренеру, который, как и я, делал первые шаги в высшей лиге чемпионата СССР, будет ох как непросто. Все будет зависеть от того, насколько удастся реализовать в "Динамо" новые принципы организации игры, над которыми мы параллельно работали последние несколько лет. Без меня браться за эту задачу Валерий тогда не хотел.
Положа руку на сердце, признаюсь, что мне не слишком нравилась идея покинуть свою команду, где наверняка мог бы работать еще многие годы - ведь мой "Шахтер" уже поймал свою игру, встал на рельсы применения Системы, и все шло неплохо. Но надо было помнить, что заиграй, раскройся у меня в команде какой-нибудь талантливый футболист, его тут же заберут в "Динамо"...
У меня была тогда встреча с первым секретарем обкома Владимиром Дегтяревым. Мы долго разговаривали, он все пытался меня отговорить, но в конце концов не стал меня неволить. А такие возможности у него, думаю, были - он ведь мог просто позвонить Щербицкому в Киев... В любом случае мой главный аргумент он услышал - нашу с Лобановским нацеленность на успешное выступление в европейских кубках с использованием работающей методики и при наличии тех исполнителей, которые были тогда в "Динамо". А через два года мы, выиграв с киевским "Динамо" Кубок кубков, были приглашены на встречу с высшим партийным руководством республики. Когда я передал наш трофей в руки Владимира Ивановича, он сказал: "Теперь я тебя понял...", - рассказал Базилевич.