Александр Головко: "Шубный" скандал? Нет дыма без огня"
Восьмикратный чемпион Украины Александр Головко вспомнил первые шаги независимого футбола и скандал с шубами, а также рассказал о методах Лобановского.
- Ваши первые шаги во взрослом футболе совпали с развалом Союза. Как Крым и, в частности, клуб "Таврия" отреагировали на переход от советского чемпионата к независимому?
- Трудно вот так конкретно сейчас вспомнить, потому что уже много лет прошло с того времени... Да нормально отреагировали. Было интересно, ведь новый чемпионат, новые соперники... Особых задач тогда перед собой не ставили. Просто играли в футбол, старались сделать это как можно лучше.
- В чем секрет успеха той "Таврии"? Ведь по сравнению с "Динамо" крымчане не могли похвастаться засильем "звезд"...
- Не так важно "звезд" собрать, как слепить добротную команду. К тому же, утверждать, что в "Таврии" не было "звезд", я тоже не могу. Здесь хватало фамилий, которые немало поиграли в Советском Союзе. В 1992 году все очень удачно совпало: чемпионат, желание, время, когда победить могла любая команда. Тот чемпионат был уникальным...
- Финальный матч первого чемпионата состоялся на львовском стадионе "Украина" и собрал более 36 тысяч зрителей. Как поделились симпатии львовян?
- Активнее поддерживали именно "Таврию". Возможно, политическая ситуация сложилась таким образом, что Львову нужно было болеть за Крым, не знаю... Но именно нас подбадривали. Это чувствовалось.
- Сколько автобусов с болельщиками отправились на финал чемпионата?
- Я так понимаю, что в то время подобных задач перед собой никто не ставил. Победили бы, то победили бы. Если бы проиграли - никто не упрекнул бы. Все-таки "Динамо" - это бренд.
- Дмитрий Михайленко как-то рассказывал, что в начале 1990-х получал зарплату буквально в килограммах. За чемпионский титул вас, наверное, наградили центнерами тех купонов...
- Игроки "Таврии" ничего особенного за победу в чемпионате не получили. Только подарки от спонсоров - телевизоры (некоторые из них были в ужасном состоянии и отказывались работать), холодильники... Скажу откровенно: дали каких-то денег, но сумму называть не стану, ведь она просто смешна. За эти деньги нереально было что-то купить.
- Уже в следующем сезоне "Таврия" не сумела защитить титул. Более того, находилась на второстепенных ролях. Почему произошел такой резкий спад?
- Эта команда была готова "выстрелить" лишь однажды. Все остальное - второстепенные факторы.
- В 1995 году вы оказались в "Динамо". При каких обстоятельствах это произошло? Кто инициировал переход? В какую сумму обошелся киевлянам ваш трансфер?
- (Пауза) По трансферу сразу не скажу, потому что не знаю. А по переходу... Сначала матчи за национальную сборную были. Помню, после игры в Киеве с хорватами, где мы победили 1:0, Йожеф Йожефович Сабо и Григорий Михайлович Суркис обсудили этот вопрос. Решался мой переход в "Днепр", но Суркис настоял на том, что я нужен в Киеве.
- В те времена братья Суркисы активно восстанавливали "Динамо". Насколько впечатляющей была разница в инфраструктуре между первым и вторым чемпионами Украины?
- Если честно, то за инфраструктуру не скажу. Разумеется, зарплаты в "Динамо" были выше. А все остальное... Это уже с приходом Васильевича (Лобановского, - прим.) Началось строительство новой базы. А к тому времени в нашем распоряжении был один, максимум два поля. Ничем эта база от таврической не отличалась.
- Откуда выросли ноги у так называемого "шубного" скандала, из-за которого "Динамо" дисквалифицировали в Лиге чемпионов? Как сам коллектив отреагировал? Какие версии бытовали среди игроков?
- Мы занимались своим делом. А то, что происходило... Знаете, коллекционировать слухи не хотелось. Что было и как - наверняка до сих пор никто не знает правды. Поэтому я не вправе делать какие-то выводы. Конечно, нет дыма без огня. Приезжаем на тренировку, а нам говорят "такая и такая ситуация"... Но от нас ничего не зависело. Мы продолжали играть, а руководство пыталось уладить проблему.
- Какой была атмосфера в раздевалке? Ведь Лига чемпионов для "Динамо" закончилась, так и не начавшись как следует...
- Ну-у какая атмосфера? Она не совсем здоровой была, ведь амбиции, накопленные в чемпионате, не нашли своего выхода на европейской арене. Приходилось удовлетвориться внутренним первенством. Особых проблем с получением чемпионского титула не возникало...
- Жизнь наладилась, когда в Киев вернулся Лобановский. Помните ли первую встречу команды с Мэтром?
- Его приход все изменил на 100 процентов - отношение к организации работы в клубе и т.д.. Первая встреча? Она была очень простой. Его представили перед командой, и он сказал: "Ничего особенного - давайте работать". Далее были рабочие моменты - здоровье, конкуренция, тренировки...
- А с глазу на глаз беседа состоялась?
- Я не могу сказать, что были какие-то личные встречи. Все было очень по-деловому, скажем так, и профессионально. Никто никому в душу не влезал. По крайней мере, в моем случае этого не было. Я осознавал, что от меня требуется, и пытался как следует это выполнять.
- Сейчас вы с тренерской точки зрения можете, наверное, дать оценку... В чем заключались реформы Лобановского? Ведь через полгода "Динамо" уже крушило всех в Лиге чемпионов...
- Я не буду оригинальным. Однозначно, это высокая функциональная готовность, а также командная игра. Потому что решить вопрос высокого уровня с иностранными командами, которые лучше во многих аспектах, в частности, технически, можно было только благодаря коллективной игре. Бешеная самоотдача, дисциплина и контратаки. Вот основные составляющие успеха.
- Выдерживал ли организм те знаменитые физические нагрузки от Мэтра?
- Знаете, человек привыкает ко всему. К нагрузкам можно привыкнуть. Другое дело - чтобы была обратная связь, т.е. когда безумные нагрузки приносят положительные результаты. В таком случае они воспринимаются охотно, с энтузиазмом. В "Динамо" было все прекрасно продумано в командной подготовке. Нас хватало на еврокубки, чемпионат еще и матчи сборной. Ребята понимали, что так надо.