Павлов: "С "Шахтером" было сложнее, чем с "Динамо""
Восьмое место, которое полтавский клуб занял по итогам минувшего чемпионата, для нынешней Ворскла – не предел. Уверенная игра в текущем сезоне позволила никогда звезд с неба не хватавшей команде взять непривычную высоту – в канун экватора первого круга она замыкает тройку лидеров Премьер-лиги.
После поединка Ильичевец – Ворскла, в котором встретились прежний и нынешний коллективы Николая Павлова, наставник полтавчан рассказал корреспонденту СЭ о метаморфозах, произошедших с его подопечными в этом году.
– После домашнего поражения от Зари ваша команда не знает горечи поражений уже пять туров кряду. В числе тех, у кого Ворскле удалось отобрать очки, значатся и гранды – Динамо и Шахтер. С чем связываете успешную игру с грозными соперниками?
– Видимо, после той злополучной игры с Зарей мои подопечные поняли, что одной левой обыгрывать подряд всех соперников у них не получится. Может быть, кому-то показалось, что победа в игре с Харьковом далась нам легко. Но я с такой постановкой вопроса не согласен. На мой взгляд, в стартовом поединке с Горожанами нам в какой-то мере повезло. Если быть объективным, и мы, и соперники больше заслуживали ничьей. Результат же матча с Зарей, в котором мы пропустили обидный гол со стандартного положения, восприняли нормально. Хотя некоторые наши горе – болельщики почему-то начали бить тревогу. И зря. После удачного выездного поединка с Таврией все стало на свои места. Уверен, что работа, проведенная летом на сборах в Польше и в Ялте, не могла пройти бесследно.
– С кем из соперников пришлось сложнее – с Динамо или с Шахтером?
– Только ленивый не критикует нынче горняков, однако могу заметить, что во втором тайме игры с донецкой командой после произведенных Луческу замен Ворскле стало туго. С Динамо пришлось полегче. В ходе матча киевляне все время вели в счете, что приводило порой к игре спустя рукава. Нам это, как вы понимаете, оказывалось на руку.
– Многие клубы за успешные результаты в поединках с динамовцами и горняками выплачивают своим игрокам повышенные премиальные.
– Знаю, что в некоторых командах только об этом и говорят накануне встреч с лидерами. У нас же все обстоит иначе. Когда я приехал в Полтаву, мне сразу объяснили, что в клубе предусмотрена система премирования в играх с Динамо и Шахтером. Причем она не зависит от стимулирования команды со стороны. О сумме я знал еще до встреч с этими командами – как в весенней части минувшего чемпионата, так и в первом круге нынешнего.
– Такое понятие как психология победителей к Ворскле сегодняшнего образца применимо?
– Мне хочется в это верить. Однако всерьез об этом можно говорить лишь по истечении некоторого времени.
– Какого же?
– Для создания боеспособной команды может потребоваться два-три года. Хотя Валерий Васильевич Лобановский называл совершенно другие сроки – десять лет. И подтверждал это в 1975-м, 1986-м, 1999-м… Но вряд ли сейчас кто-то позволит тренеру поработать столь продолжительный отрезок времени. Такая возможность была в Советском Союзе и при таком авторитете, как у Лобановского.
– Последний из проведенных Ворсклой матчей имел для вас особое значение, ведь встречаться пришлось с командой, в которой вы проработали семь с половиной лет. О столь продолжительном периоде работы на одном месте наверняка осталось немало воспоминаний…
– Конечно. Но значение этого матча носило для меня не спортивный характер. Мне было важно, как отнесутся болельщики к появлению в Мариуполе меня, моих помощников и некоторых подопечных, которые раньше имели отношение к Ильичевцу. Не сочтите за нескромность, но мне и моим ребятам в этот вечер на трибунах аплодировали не меньше, чем почетному президенту клуба Владимиру Бойко (смеется).
Я до сих пор вспоминаю свою работу в Мариуполе. Это был самый счастливый период в моей тренерской карьере. В азовском городе мы начинали с нуля, а закончили участием в еврокубках. С гордостью отмечу, что ни один из украинских клубов не может похвастать таким развитием инфраструктуры, какое было в Мариуполе в те семь с половиной лет. До сих пор благодарен Михаилу Поживанову, который пригласил меня в мариупольскую команду. Добрых слов заслуживает почетный президент «Ильичевца» Владимир Бойко. После моего отъезда из Мариуполя в команде сменилось много тренеров, и, насколько мне известно, на некоторых из них он повышал голос, громко хлопал в раздевалке дверью. Могу сказать, что за все время, проведенное в роли главного тренера, в отношении меня такого не происходило. С Владимиром Семеновичем мы всегда находили общий язык.
– И все же, победа над мариупольской командой носила для вас принципиальный характер?
– Перед выходом на игру я сказал ребятам: "Хочу, чтобы команда из Мариуполя осталась в премьер-лиге. Но только не за наш счет".
– Соответствует ли счет 3:1 событиям на поле?
– Неспокойно нам стало после реализованного Ильичевцем пенальти, когда счет сравнялся. Но весь ход матча и данные, полученные после расшифровки, показали, что мы были сильнее. Скажу больше: в мариупольском поединке Ворскла даже не имела права играть вничью.
– Успели понять, что представляет собой нынешний Ильичевец?
– Не знаю, какую задачу ставил на игру соперник и какой была тренерская установка. Мы же с самого начала были намерены взять инициативу в свои руки. При этом предупреждал ребят, что после матчей с Динамо и Шахтером следующие игры бывают трудными. Об этом можно судить на примере многих команд. Как правило, все они после встреч с нашими грандами вскоре испытывали проблемы.
– В последнее время забитые вашей командой голы вы празднуете, не скрывая эмоций. На кого-то из подопечных, как не раз случалось прежде, на радостях вновь запрыгивали?
– Перед игрой в Мариуполе дал себе слово вести себя скромно. Но сдерживаться удалось лишь до первого забитого мяча. Потом я как обычно не раз бегал от тренерской скамейки к кромке поля и обратно. Ничего не поделаешь, эмоции.
– Но раньше-то столь эмоционально вы себя не вели. Увидев метавшегося в технической зоне Николая Павлова, мариупольские болельщики не удивились?
– Большинство из них отреагировало положительно. Кроме одного. Его я запомнил еще со времен моей работы в Ильичевце. Этот субъект из той категории, которая радуется при неудачах местной команды. Когда я приезжал в Мариуполь и приходил на матчи Ильичевца времен Ивана Балана, Семена Альтмана и Александра Ищенко, он все так же не унимался, злорадствуя на трибуне за спиной у тренера. Я как-то не сдержался и сказал ему пару фраз, после которых этот горе-болельщик тот час же умолк. Если же говорить о мариупольских любителях футбола в целом, то такого теплого приема, по правде говоря, от них не ожидал. Мне и моим подопечным было приятно.
– За годы, прошедшие после вашего отъезда из Мариуполя, Ильичевец почти полностью изменился. Старых знакомых можно, наверное, сосчитать по пальцам?
– Среди футболистов таковых двое – голкипер Игорь Шуховцев и находившийся в запасе Иван Кривошеенко. Прежним остался и медицинский штаб.
– В чемпионате возникла пауза, связанная с выступлением сборной Украины в отборочном цикле ЧМ-2010. Как проведет ее Ворскла?
– В связи с тем, что у нас пятеро сборников, разъехавшихся по своим национальным командам, футболисты получили три выходных. Мы соберемся 3 сентября в Полтаве, проведем три занятия и тестирование. 5-го отправимся в Ялту, где останемся до 12 сентября. Затем – отправимся на кубковый матч в Кировоград…
Спорт-Экспресс в Украине