Как Тарханов у "Динамо" Никифорова и Цымбаларя увёл
На Sports.ru открылся блог известного футбольного специалиста Александра Тарханова, получивший название "Искусственный отбор". В нем Тарханов будет говорить об одной из важнейших и проблемных составляющих футбола – селекции.
Спортивным директором я был всегда – и когда работал главным, и когда помогал в "Спартаке" Олегу Ивановичу Романцеву, будучи вторым тренером. Вместе с вице-президентом клуба Григорием Есауленко мы фактически были главными селекционерами "Спартака". Ведь в союзные и постсоветские времена должности спортивного директора попросту не было.
Без любви к спорам на этом посту делать нечего. Главное, чтобы аргументы спортивного директора соотносились с потребностями главного тренера. Но это не значит, что споры с наставником исключаются. Допустим, мы с Олегом Ивановичем, будучи единомышленниками и друзьями, поначалу не могли найти общий язык по вопросу приглашения Аленичева в "Спартак" из "Локомотива". Игровые достоинства Димы и их соответствие спартаковскому стилю мы видели оба, но у Романцева возникли опасения по поводу аленичевской дисциплины. Но у меня-то решение подобных вопросов поставлено "на поток" – удалось же мне обуздать и заставить влиться в коллектив "Крыльев" Бранко, которого многие и за человека-то не считали. Так что я настаивал хотя бы на встрече с игроком. Мы встретились, Олег Иваныч поговорил с футболистом один на один, после чего произнес стандартное в таких случаях "все нормально". Вскоре Аленичев надел красно-белую майку.
Грамотный спортивный директор должен уметь вести диалоги так, чтобы получить нужного футболиста за нормальные деньги. В России заниматься переговорами – дело наисложнейшее, так как точно не знаешь, со сколькими людьми тебе предстоит общаться, и кто из них сколько запросит.
Лично я сторонник того, чтобы вести переговоры непосредственно с клубом, а не с агентом, который агрессивно лоббирует завышение цены. Но в последнее время влияние агентов, напротив, возросло. Теперь они могут даже подавать жалобы на КДК. С одной стороны, сами игроки надежнее защищены от жульничества со стороны клубов, а с другой, проблема неадекватного ценообразования игрока лишь усугубляется. К тому же, агент должен быть у игрока один, а не десяток.
Подобную историю мне рассказал венгерский агент Андрея Гусина Шандор Варга. Гусин как-то переходил, кажется, в "Саутгемптон". Руководство английского клуба, подумав, дало добро, но когда увидело на пороге своего офиса пятерых (!) агентов Гусина, от игрока отказалось. Кто в итоге проиграл?
Сложность еще и в том, что у нас чаще всего агенты подсовывают игроков клубу, тогда как футболиста, естественно, должно выбирать ведомство спортивного директора. Агент же должен подключаться на стадии обсуждения условий личного контракта своего клиента. Но это, увы, пока не про нашу страну и не про наш чемпионат.
Спортивный директор, как и хороший форвард, должен уметь играть на опережение. Вспоминаю приглашение Никифорова и Цымбаларя в "Спартак". Суть в том, что оба игрока уже практически перешли в... "Динамо". Естественно, "вели" их не только мы с Олегом Иванычем, но проигрывать борьбу за таких мастеров было бы очень обидно. Первая моя мысль: дядя Юра Заболотный. Бывший футболист и тренер одесского "Черноморца", мой хороший знакомый и... дядя Юры Никифорова. Звоню: "Дядь Юр, нужно поговорить". – "Приезжай". Вскоре мы с Есауленко увидели самого Никифорова, и уж на месте-то легко убедили статного защитника перейти именно в "Спартак". Никифоров вскоре стал одним из красно-белых символов 90-х. А что Цымбаларь? А Илья сказал: "Где Юрка, там и я". Я остался с игроками, а Есауленко немедленно отправился к руководству "Черноморца" решать финансовые вопросы.
Вот так наша селекционная связка в 1992 году опередила всех, в результате чего "Спартак" получил один из лучших составов Европы. Можно сказать, сыграли на развалинах Союза, ведь после крушения родимой империи все российские клубы рванули по бывшим республикам в поисках своего будущего. Историю с приглашением Кечинова я расскажу подробно, за Пятницким на протяжении двух месяцев постоянно летал в Ташкент, в том числе зайцем, договорившись с болельщиком-милиционером и добрым пилотом. Есауленко, в свою очередь, уговаривал Онопко...
Эта работа никогда не подразумевала нормированного рабочего дня, отпусков и выходных хотя бы на первомай. Спортивным директором нужно жить, а не просто работать.