Волчок: "Заяев - бандит, а Лобановский предлагал "Кайрату" отдать игру"
Заслуженный тренер РСФСР Игорь Волчок, которому в октябре исполнилось 80 лет, поделился воспоминаниями о своей работе в различных командах.
О "Локомотиве"
- До сих пор мне покоя не дает наше поражение от "Зари" в Ворошиловграде в 1977-м. Я там повел себя неприлично…
- Это как?
- Бил всю команду! У меня уже до игры были скверные предчувствия. В гостинице подошел к окну в 6 утра - Аверьянов куда-то бежит. Он до "Локомотива" как раз в "Заре" сезон провел. И вот, начинается матч. Играем безобразно. Ко мне человек подходит: "Игорь Семенович, ваши-то сдают". А до этого в Донецке были. Приехали в гостиницу, идем к лифту - оп, Сальков здесь. Главный тренер "Шахтера". С чего бы? И точно - игра вышла "мутная"…
- Подождите-подождите. То есть в прямом смысле слова своих футболистов в Ворошиловграде били?
- Ну да. Ногами. Начал с массажиста, который обо всем знал, но ничего мне не сказал. Потом и футболистам досталось. Больше всего был обижен на защитника Володю Ряховского. В свое время здорово ему помог, вытащил из Саратова. А он туда же. Единственное утешение, если, конечно, это слово здесь уместно, - матч продала вся команда.
- И Семин с Газзаевым?!
- Нет, они на этот матч не поехали. Один был дисквалифицирован, другой травмирован. После в Москве устроили собрание часа на четыре - некоторые футболисты говорили: "Волчок сошел с ума, бил нас, он с вывихом". Но ко мне очень хорошо относился Борис Бещев (который 29 лет возглавлял министерство путей сообщения). Это спасло от увольнения.
О "Таврии"
- Вы сменили много клубов. О каком вспоминать совсем не хочется?
- О "Таврии". Самая жуткая в моей тренерской жизни страница. Футболом там заправлял известный человек...
- Анатолий Заяев?
- Нет. Заяев - это администратор, бандит страшный. А я про секретаря горкома. Фамилия Грач. Однажды меня вызывает: "Благодарю, что согласились приехать на Украину. Вы же коммунист? Как к коммунисту к вам просьба. Есть перспективный тренер Анатолий Коньков. Мечтает с вами поработать". А у меня штат укомплектован. Но навязали мне этого Конькова, и пошло-поехало. Три забиваем, четыре пропускаем. Был у нас вратарь Юрковский - мне про него Лобановский потом сказал: "Семеныч, я этого парня из "Динамо" освободил по подозрению…" Насчет самого Конькова я позже узнал. Купить-продать, и все в таком роде. Но как тренер нигде не зацепился.
- Заяев с той же "Таврией" стал первым чемпионом независимой Украины. А вы про него - "бандит". Как же так?
- Да что о нем говорить? Это враг футбола, собрал все негативное. Со мной пытался подружиться - но он человек нефутбольный. Не тренер и никогда на это не претендовал. Вот администратор он неплохой. Умел к людям найти подход. А как выиграл чемпионат - одному Богу известно… Но я вам не все рассказал про "Таврию". После меня Коньков ее принял - и в 1984-м в первой лиге как раз приехал играть с "Локомотивом". Явились ко мне целой делегацией. "Отец родной, не губи. В Хабаровске в последнем туре мы вопрос решили, осталось с вами".
- Сколько привезли?
- Два мешка денег. Не знаю, сколько там было точно. Сказали, что команде хватит на три года вперед. Коньков, правда, помалкивал.
- Как сыграли?
- Выиграли 5:0. Утопили их. Боженька все видит.
О "Кайрате"
- В 1979-м Валера Гладилин спас нас от вылета, забив в решающем матче пенальти киевскому "Динамо".
- Сюжет.
- О, да это целая история! Началась она до моего назначения. Мне рассказали, что годом раньше "Кайрат" приехал в Киев, и Лобановский предложил им отдать игру. Договариваться послал администратора Гришу Спектора. Через пару часов тот возвращается: "Да они обалдели - столько денег заломили! И вообще, Валерий Васильевич, что мы их, так не обыграем?!" Лобановский отвечает: "Дай, сколько просят".
А в следующем сезоне перед матчем в Алма-Ате уже гонцы из "Кайрата" шагают к Лобановскому, объясняют - команда на грани вылета, теперь вы подсобите. Васильич ни в какую. Но ребята настроились - и мы выиграли 1:0. Гладилин пенальти исполнил безупречно. Так после этого Лобановский каждый раз спрашивал при встрече: "Семеныч, скажи, мои-то продали игру?" - "Нет, Васильич, все было честно". Но он, похоже, все равно сомневался.
Полную версию интервью можно прочесть по этой ссылке.