Григорий Суркис: "Никогда не влиял на работу судей - это не моя компетенция"
Президент ФФУ Григорий Суркис отреагировал на новую волну ажиотажа вокруг резонансной темы украинского арбитража.
- В этом году по-прежнему горячей и неудобной для ФФУ снова была тема судейства. Очередной всплеск негативных эмоций вокруг ведомства Пьерлуиджи Коллины обострился осенью и, судя по всему, тенденция к затуханию ажиотажа не наблюдается. Один за одним тренеры и руководители клубов - Виталий Кварцяный, Александр Слободян, Игорь Коломойский - выступают с достаточно резкими обвинениями в адрес арбитров…
- И что нового вы в этом усматриваете? Только то, что самые свежие впечатления - они же самые сильные? Да эти обвинения, причем не только у нас, но и в любой футбольной лиге мира, звучали, звучат и будут звучать! Они - один из неотъемлемых элементов футбольного шоу, которое, как пел автор лучшего футбольного гимна, должно продолжаться.
Вот и в нашем футбольном сообществе судейская тема уже не первый год вызывает повышенный ажиотаж. Благодаря активности СМИ работа арбитров публично обсуждается всеми без исключения участниками футбольного действа - от игроков до клубных функционеров. Эти эмоциональные оценочные суждения действительно имеют скандальный подтекст и содержат прямые обвинения представителей судейского корпуса в непрофессионализме, предвзятости и коррупции.
Такой имидж, увы, прочно закрепился за украинскими рефери. Чтобы кардинально изменить его, я вынужден был прибегнуть к помощи самого авторитетного специалиста в этой сфере - Пьерлуиджи Коллины. Полагаясь на его опыт, знания и безупречную репутацию в мире футбола, я надеялся постепенно снять судейскую проблему с повестки дня. Понятно, что весь этот сложный процесс требует колоссального нервного напряжения. Чего только стоит регулярно опровергать бесконечные огульные и, что даже смешно, чрезвычайно противоречивые обвинения в адрес руководства ФФУ - дескать, мы потакаем систематическим фактам "судейского произвола". Признаться, я уже давно запутался в этих алогичных заявлениях о том, в чьих интересах якобы действует Федерация и я сам! Одни обвиняют в том, что мы разбаловали судей, другие упрекают в чрезмерной жесткости наказаний, применяемых к ним, и критике их ошибок.
- Но вы согласны с тем, что значительная часть претензий в адрес арбитров имеет под собой основания?
- Мой совет всем, кто сейчас делает заявления на эмоциях, по горячим следам, непосредственно после матча: не торопитесь давать оценки и высказывать суждения, о которых потом - когда эмоции схлынут - можно пожалеть. Скажу вам как на духу: тяжело воевать на этом фронте. Наверное, поэтому иногда случалось терять контроль над своими эмоциями, когда накалялись страсти вокруг очередной судейской ошибки…
- Вы имеет в виду историю Сергея Березки?
- Наверное, его случай - самый показательный в этом плане. Мою реакцию, живо растиражированную с целью создать скандал, в принципе, вырвали из контекста. Эта фраза с упоминанием Березки была специально интерпретирована как повод для конфликтной ситуации между мною и арбитром. На самом деле, она стала лишь одной из многих в многоголосой дискуссии, которая разгорелась на заседании Исполкома вокруг проблемы качества работы судей. К сожалению, подобных споров - а главное, поводов для них(!) - у нас, как и везде, более чем достаточно. Участники этих громких дебатов, как и представители клубов сразу после игры, не особо подбирают выражения и далеко не всегда следят за своими эмоциями, что приводит к весьма нелицеприятным высказываниям. Это - рабочий процесс, и сомневаюсь, что можно полностью избежать подобного. Все мы - люди, а не роботы, понимаете? С другой стороны, я и сам потом где-то пожалел, что вырвалось. А теперь уже и других предостерегаю.
Тогда сработал эффект повышенного напряжения вокруг темы судейства. Хотя ничего личного к Сергею Березке я никогда не имел. Да, возможно, я, так сказать, гиперболизировал некоторые обстоятельства, ставшие поводом для критики действий этого арбитра, тем более что поводы к этому он предоставлял неоднократно. Однако я никогда не задавался целью - обидеть, оскорбить или унизить его человеческое достоинство. И уж точно мне в голову даже не приходило преследовать Березку, создавая ему какие-либо проблемы! В течение нескольких лет после тех моих высказываний он продолжал судить матчи профессиональных команд и никто ему не мешал. И лишь по совершенно иным причинам он оказался сейчас вне судейства. Но это был не мой вопрос и не мое решение.
- Но если предположить, что Вы зададитесь такой целью, уничтожить карьеру Березки или какого-то другого арбитра… Вам это по силам?
- (Улыбается). По всей видимости, у вас и список припасен "уничтоженных" мною судей, а также других многочисленных футбольных субъектов, этакий мартиролог? Нет? Ну, вот видите! Дело в том, что я никогда не нарушал один из главных принципов своей работы - никоим образом не влиять на работу судей! Это не моя компетенция. На то есть судейский комитет, так сказать, профильная организация. Тем более, УЕФА и ФИФА всегда принципиально реагируют на случаи административного вмешательства в работу арбитров и инспекторов.
В качестве примера могу привести нашумевший случай с Олегом Ореховым, который по решению европейских инстанций был отстранен от футбола. Пока в Швейцарии шло расследование по его делу, он продолжал работать у нас арбитром и никто на него не давил - а на каком основании мы могли наказать его? Заранее, с опережением, предвосхищая решение вышестоящей футбольной инстанции?! Нет, конечно.
Еще одним подтверждением моих слов может служить независимый статус Комитета арбитров, возглавляемого г-ном Коллиной. Именно он вот уже полтора года является самым надежным гарантом невмешательства в деятельность судейского корпуса как со стороны Администрации ФФУ, так и любых других субъектов футбола. Вы спросите у него - нарушает ли Суркис условия нашего контракта, где четко оговорены его статус и полномочия?!
Поэтому по вопросу о Березке позволю себе поставить точку. Лично я не вижу причин для конфликта между нами. Его по определению не может быть, учитывая то обстоятельство, что каждый из нас в системе координат "футбольной галактики" находится на своей орбите. И как президент ФФУ я никогда не переступал черту своих полномочий.