Игорь Яворский: "За победу над "Динамо" и "Шахтером" платили по тысяче долларов"
Уроженец Львовщины Игорь Яворский, 49 лет, в составе тернопольской ”Нивы” установил рекорд второй лиги чемпионата СССР. Он забил 35 мячей за сезон. По завершении карьеры игрока — в 37 лет и 9 месяцев — Яворский привел ”Ниву” к седьмому месту в высшей лиге чемпионата Украины. Общаемся за обедом в одном из ресторанов в центре Тернополя.
- Как начиналась ваша профессиональная карьера футболиста?
— Первой командой был львовский ”Сокол”. Потом играл в ”Ниве” — Подгайцы и ”Колосе” — Павлоград. Из последнего клуба в 1982 году попал в харьковский ”Металлист”. Тренировал команду Евгения Лемешко. Долго в Харькове не задержался — сыграл шесть матчей в высшей союзной лиге. В Москве во время игры с ”Торпедо” получил серьезную травму колена и вернулся в Павлоград. Запомнился домашний матч в составе ”Металлиста” против московского ”Спартака”. Жара 35 градусов. Приезжаем на стадион, а газон в воде. Его просто залили. Почему? ”Спартак” технический, и на плохом поле нивелировалось его преимущество, — смеется. Сыграли 0:0. Могли и выиграть. Тарасов не забил пенальти. ”Спартак” тогда на ходу был, и ничья считалась хорошим результатом.
- В грузинскую ”Гурию” из Ланчхути вас пригласил тренер команды Михаил Фоменко?
— Да. Перед командой поставили задачу пробиться в высшую лигу. Материальный стимул также сыграл свою роль. Если зарплата в ”Ниве” ”чистой” была 136 рублей, то в Ланчхути за месяц мог получить до 3–4 тысяч. В Ланчхути провел год. Сыграл практически во всех играх, забил шесть мячей. Команда заняла третье место. Мы проиграли последнюю игру в Москве ЦСКА и не попали в высшую лигу. Вместе со мной в Ланчхути играли еще трое украинцев — Хлус, Пархоменко, Квасников.
- Почему не остались в Ланчхути?
— В силу семейных обстоятельств. А еще сыграло то, что первый секретарь обкома партии и тренер ”Нивы” Павленко нашли аргументы, чтобы вернуть меня в Тернополь. Мне расширили квартиру — с двух до четырех комнат.
- Когда разваливался СССР, вы играли за рубежом...
— Точно. Выступал в Чехословакии и Швеции. В чехословацком клубе играл с украинцами Балем и Самардаком. Когда вернулся, тренер Донец пригласил меня в ривненский ”Верес”, игравший в высшей лиге чемпионата Украины. Провел там два сезона. Запомнились кубковые матчи против киевского ”Динамо”. В первом матче в Ривне был мороз, тяжелое поле. Закончили игру нулевой ничьей. Когда уходили с поля, тренер динамовцев Сабо пообещал в Киеве нам пять голов ”положить”. Перед повторным матчем президент ”Вереса” купил для команды ”Неоплан”, и мы впервые поехали на этом автобусе. Киев был шокирован, ведь тогда он был единственный в Украине. Мы выигрывали 1:0, но в конце игры Паляныця сравнял счет из пенальти. Благодаря выездному голу мы пробились в следующий раунд.
- Какой матч запомнили больше всего?
— В ноябре 1995 года против ”Динамо”. Поединок считался моими официальными проводами как игрока. За киевлян играли Ребров, Шевченко, Калитвинцев, Лужный, Максимов. Перед игрой сказал партнерам: кто забьет гол, тому подарю самый больший телевизор, который будет в магазине. Автором результативного удара стал нападающий Олег Ящук.
В центре поля Бискуп получил мяч, отдал мне пас на правый фланг. Навстречу выбежал Беженар, я его обыграл и в одно прикосновение навесил на штангу ближнего. И Олежик срезал мяч в дальний угол. Кричит мне после этого: ”Петрович, готовьте телевизор”. Пришлось в Словакии на собраниях купить ему телевизор ”Панасоник” за 700 долларов.
- Говорят, празднование победы над ”Динамо” проводилось с размахом?
— Не то слово. После матча 20 тысяч людей выбежали на футбольное поле. Пуговицы свои не мог найти.
- Вашей коронной была игра головой. Сколько голов забили со ”второго этажа”?
— Не считал. Но, думаю, больше, чем ногой. Научили играть головой в ”Соколе” — бывшие игроки ”Карпат” Сарабин и Савка всегда заставляли работать над этим компонентом. Ну и индивидуальная работа не пропадала напрасно. В ”Ниве” Бискуп на тренировке мог 100 раз подавать, а я бил головой. И так ежедневно.
- Какой была зарплата в ”Ниве”?
— 250 долларов. И премия — 300 долларов, повышенная — 400. И две премии у нас были за матчи против ”Шахтера” и ”Динамо” — по тысячи долларов за победу. Для нас это были огромные деньги в то время. Хотя по сравнению с другими командами высшей лиги у нас были мизерные зарплаты. В ”Днепре”, для примера, игроки получали 3–4 тысячи долларов.
- Вспомните сезон 97/98, когда под вашим руководством ”Нива” заняла седьмое место в высшей лиге чемпионата Украины.
— Набрали тогда 39 очков, как и донецкий ”Металлург”. Но по дополнительным показателям донеччане стали шестыми. Теперь могу сравнить финансовые возможности ”Нивы” и ”Металлурга”. Если бюджет ”Нивы” тогда был 360 тысяч долларов, то ”Металлурга” — 5 миллионов. Кроме работы в ”Ниве”, работал в тренерском штабе львовских ”Карпат”, запорожского ”Металлурга” и донецкого ”Металлиста”. Сейчас временно безработный.
Василий ТАНКЕВИЧ