Тренер "Беркута": "Мечта тренера, когда к тебе не лезут"
Разговор с главным тренером «Беркута» Дмитрием Марковским сразу пошел не по традиционной схеме предсезонных интервью, а с вопроса корреспондента «СЭ», насколько соответствуют действительности слухи о том, что в новом сезоне вернувшийся в элиту украинского клубного хоккея «Беркут» - клуб, который патронируют народные депутаты Давид Жвания и Сергей Харовский, намерен непременно проводить домашние матчи во Дворце спорта.
- По последней информации, это реально, но сколько матчей мы там проведем, пока не знаем, потому что ПХЛ приняла решение о включении в лигу большого количества клубов, в то время как мы ратовали за меньшее - где-то порядка восьми. И сами понимаете, что проводить там игру со слабой командой смысла нет. Вот «Сокол», «Донбасс», может, еще кого-то примем во Дворце спорта. Будем делать шоу, делать все, чтобы болельщик пошел. Но ведь главная цель шоу - хоккей, поэтому игра с командой, которая получала бы по 15:0, никому не будет интересна. Знаю, что руководство ведет переговоры о том, чтобы домашние матчи с двумя или тремя соперниками провести во Дворце. Остальных, скорее всего, будем принимать в броварском «Терминале».
- Тут сразу возникают два вопроса. Первый: если хоккей - для болельщиков, то как быть с удаленностью арены от них, большей частью все же живущих в Киеве? И второй: если играть в столице, то где именно?
- Мы разговаривали с руководством АТЕКа, однако общего языка пока не нашли. Ведь, раз уж взялись за дело профессионально, то и раздевалки хотели построить, приличествующие профессиональному клубу. Но не договорились и в результате весь сбор провели в Броварах за те же деньги, которые бы заплатили за лед на АТЕКе.
- Каток на улице Шалетт?
- Там базируется детская школа, «Сокол», знаю, туда метит. Возможно, «Компаньон». Но в Киеве же четыре команды, и кому-то точно придется играть в Броварах. Не исключено, что нам и «Соколу». Но вариант с АТЕКом полностью не отброшен, может, и придем к общему знаменателю. Однако нам нужны хорошие раздевалки, благоустроенные и обязательно утепленные трибуны. А если придется играть в Броварах, то будем организовывать автобусы от метро «Лесная». И фан-клуб создадим, а президент у него уже есть. Мы ведь новая команда, и нужно чем-топривлекать людей.
- Возвращаясь к Дворцу спорта, скажу, что киевские баскетбольные «Будивельнык» и БК «Киев» думают над тем, чтобы проводить во Дворце спорта в один день спаренные матчи. Хоккейных клубов в столице еще больше…
- Да, поскольку все равно Дворец придется снимать на целый день, то за это время можно было бы провести и три игры. Пусть две. Мы очень хотим с кем-то договориться - с «Соколом», с тем же «Компаньоном». Переговорный процесс идет, хотя я не очень уверен, что согласие будет достигнуто. Все же, Дворец спорта - это очень дорогое удовольствие. Но это уже не мое тренерское дело.
- Вернемся к весне. Сезон завершился, и «Беркут» начинает делать новую команду…
- «Беркута» не было! Того «Беркута», который сейчас готовится к первому чемпионату Украины под эгидой ПХЛ. К «Подолу», сменившему позапрошлогодний «Беркут», мы не имеем никакого отношения. Хотя почему-то проводятся такие ассоциации. И мне из-за этого даже сложно было команду комплектовать. Думали - то же самое… Но сейчас совсем другие люди в руководстве, Ни Сергея Харовского, ни Давида Жвании там не было, а «Подол» не был профессиональным клубом.
А мы ведь не хотим быть клубом, который заранее о чем-то заявляет. В прошлом году я прочитал о планах «Подола» и не мог нарадоваться. Тут и строительство катка, и детская школа. Это все классно, но классно, когда ты все это делаешь. Но хотеть и делать - две разные вещи. «Беркут» же жил в то время своей жизнью. Это один из старейших любительских клубов Украины, и в прошлом сезоне я с удовольствием его тренировал. Очень приятный коллектив, моя первая команда, где я был тренером. Я не хочу даже сейчас ее бросать. Ведь уже тогда пытался сделать клуб чуть более профессиональным, чем просто любительский. Чтобы ребятам было интересно. Когда же сезон закончился, поступило предложение войти в тренерский штаб, а потом и возглавить его.
- То есть, это по сути тот «Беркут», который совсем недавно серьезно портил нервы «Соколу». Не тот, совсем старый, «газовый», который и чемпионом Украины был, а позапрошлогодний, которым тоже руководил Сергей Харовский?
- Что касается Харовского, то это, наверное, первый случай, когда он сам полностью делает команду. Раньше была финансовая помощь, а сейчас он и Давид Важаевич Жвания просто живут этим делом. По любому вопросу в любое время суток можно обратиться, и знать, что он будет решен. Я как хоккеист, видел, как это делается и у нас, и в Америке, и в той же Белоруссии. Как относятся к хоккеистам-профессионалам, чтобы можно было требовать от них отдачи. Сейчас у них есть все, и скажу честно, в мои годы в «Соколе» такого не было. Может быть, год при Таруте еще можно сравнить.
- Даже в лучшие годы Омельченко?
- Такого профессионального отношения никогда не было. По форме, по всему. У нас почему-то хоккеисты должны были играть клюшками, которые выбирал директор клуба, или администратор. Это неправильно. Для хоккеиста клюшка - 50-60 процентов игры…
- Как в старой солдатской песне: Наши жены - пушки заряжены… Наши сестры - это сабли остры…
- Вот-вот. Хоккеист должен выбирать клюшку под себя, это должна быть «его» клюшка. То же по конькам, по форме. А было так: какие трусы, или коньки купили, такие и выдали.
И, безусловно, хоккеисты должны день в день получать зарплату. Ведь, я понимаю, что соколовские проблемы, в основном, были из-за этого. Если тебе не платят, то как бы человек себя ни мотивировал, ему тяжело.
- И снова возвращаемся в месяц май. Вы начинаете комплектование. Среди фамилий новичков можно увидеть немало возрастных хоккеистов. Не стоит ли воспринимать их в качестве жертв установленного в белорусском чемпионате возрастного лимита? И конечно же, интересно, по какому принципу подбирались игроки из «Сокола».
- Со многими игроками «Сокола» я сам немало поиграл и хорошо знал их возможности. Отбирал тех, кто подходит под мою модель, тех, кто сможет играть в мой хоккей. Прежде всего - бойцы. Я сразу сказал, что у нас в раздевалке звезд не будет. Их и не должно там быть. Молодой ты, или в возрасте, играл в НХЛ, или не играл нигде, все должны быть командой. Надеюсь, что уже через десять дней смогу сказать, что у меня есть команда.
Просачивалось много ложной информации. Я слышал о тех, с кем «Беркут» якобы разговаривал, хотя этого не было. Но действительно, были люди в «Соколе», с которыми мы говорили, однако получили отказ. Не буду называть фамилий, потому что им еще работать в «Соколе». Был даже человек, который уже практически договорился с нами, но в день, когда должен был подписывать контракт, позвонил и сообщил, что остается в «Соколе». Понимаете, с украинскими хоккеистами сложнее, потому что их мало. Молодежь, в основном, уехала в Донецк, кто-то остался в «Соколе», У нас школы нет, и у нас негде было ее набрать…
- Тут хотелось бы вас перебить. В списке хоккеистов вашей команды вижу фамилию одного из лидеров юниорской сборной Украины Максима Мартышко - креатуры, как сейчас модно говорить, Александра Годынюка. Но он ни у главного тренера молодежной и юниорской сборных не остался, ни в Донецк к Сергею Петрову и Николаю Майко не поехал. Чем вам удалось его привлечь?
- С ним встречались с одним из первых. Я видел Мартышко еще на юношеском чемпионате в Броварах, и он мне еще тогда очень понравился. У него есть характер, желание, все данные для того, чтобы стать профессиональным хоккеистом. И он поверил, что у нас будет профессиональная команда, поверил, что вырастет здесь. Если будет играть с тем же настроением, то обязательно пробьется. Ему нелегко на тренировках, над ним подшучивают, но только по-дружески. Сейчас, к сожалению, Максим травму получил, но мы на него рассчитываем как на игрока основного состава. Никаких претензий нет ни к Паше Тарану, ни к Никите Васильеву. За те десять дней, что они работают на льду рядом с ветеранами-легионерами, глядя на то, как работают те, насколько профессионально их отношение к делу, начинают расти и они. Вот почему я ратую за легионеров. Или вот Рома Щербатюк. Казалось, человек уже и за сборную поиграл, но я вижу, насколько человек вырос.
Легионеров мне помогал подбирать Виталий Семенченко. На возраст при этом никто не смотрел. Мне смешно читать некоторые комментарии на эту тему. Пусть люди, которые их делают, сами выйдут и посмотрят на 37-летнего Брызгалова, который бежит круг за 14,87. Быстрее всех у меня в команде, быстрее 17-летнего Мартышко. Пять кругов бежит за 1.16, в то время как остальные бегут 1.30. На льду его невозможно остановить. Здесь собрались ребята, которые будут играть и бегать, стоять никто не будет. У меня принцип: стоишь - не играешь. Они это знают, и по две тренировки в день терпят. У них зал, у них стретчинг, и уже идут шутки о создании профсоюза игроков. Мол, нельзя на катке больше пяти часов находиться. Но они знают свою цель - выиграть первенство Украины. Надо терпеть.
Да, ребята подбирались опытные, подбирались на конкретные места, нас интересовали их игровые качества и в то же время - каким человек будет в коллективе. Я поиграл и в звездных коллективах, но они обычно очень быстро заканчивали. А Универсиаду и ВЕХЛ мы выигрывали командами, в которых не было звезд, но там была команда.
Ростер на сегодняшний день закрыт. Мы хотим просмотреть всех тех, кого пригласили. Пока никто не выпал, разочарований нет. Были определенные вопросы, все же четыре месяца не тренировались. Тогда я говорил ребятам, что то-то надо подтянуть. Но селекция не остановилась. Она будет идти до последнего дозаявочного дня. Каждый день идут звонки из России и Белоруссии. Но я сейчас этим не занимаюсь - это дело Виталия Семенченко. Но если появится игрок, способный усилить наш клуб, то он окажется в «Беркуте».
И подчеркну, с первого дня работы в клубе формированием состава занимались только я и Дмитрий Пидгурский. Мне не говорили: возьми того, или другого. Или наоборот: не бери человека, потому что ему уже 37, а того - потому что у него травма в прошлом сезоне была, или плохая статистика. Мечта тренера, когда к тебе не лезут, и ничего не заставляют. И я в не лезу в парафию руководства клуба. А в нашем клубе есть президент, есть глава попечительского совета и два тренера, мы будем садиться и наши проблемы решать.
- Сергей Харовский давно в хоккее. А какова роль в «Беркуте» Давида Жвания?
- Он - президент клуба. Но не просто президент, а человек, который живет клубом. Он вникает во все. И майский Жвания, и сегодняшний - два совершенно разных человека. Он может беседовать о хоккее часами, пытается вникнуть. Надеемся к концу сезона на лед его поставить, чтобы он поиграл в хоккей, и не только со стороны почувствовал этот кайф. Пока же будем делать вместе шоу. Ведь хоккей - это шоу, и никто его у нас не показал ни разу как следует.
- Ваш комментарий по поводу создания Профессиональной хоккейной лиги?
- Про ПХЛ бытует мнение: мол, зачем нам эта профессиональная лига, если хоккей давно запущен, у нас нет профессиональных хоккеистов. Но надо начинать. Когда у меня была возможность, я на телевидении пытался сказать, что без нашего внутреннего хоккея, хоккея не будет вообще. Крик: «Нам нужна команда КХЛ! Одна команда, а не внутренний чемпионат» - мнение далеких от хоккея людей. Если будет в стране одна команда КХЛ, в которой окажется большинство легионеров, а так и будет, потому что в данный момент не хватает классных украинских хоккеистов, их нужно воспитать, то это не сулит ничего хорошего нашему хоккею.
Идеальный вариант: одна-две команды КХЛ плюс свое хорошее первенство. Белорусы как поднялись? За счет того, что у них свой чемпионат хороший. Сейчас у них есть и команда КХЛ, и место, где может готовиться молодежь. Свое первенство - это рабочие места для украинских хоккеистов, для молодежи. Многие перспективные игроки просто заканчивают, потому что негде играть. А если будет много команд, будет, где играть. Иначе хоккей просто умрет.
Не надо смотреть и рассказывать, какого уровня наше первенство сейчас. Оно довольно-таки приличного уровня для начала. В Белоруссии такого и близко не было. Я-то знаю: мы в ВЕХЛ их запросто обыгрывали. Но надо начать, надо сделать первый шаг. Потому-то профессиональная лига это огромнейший плюс, Может быть разное видение процесса: много команд или мало. Решили: много, пусть и разного уровня. Я видел это несколько иначе: например, восемь команд высшей лиги, восемь, те, кто пока еще не готов кадрово и финансово, в первой. Ну ладно… Но есть такие горе-болельщики, которые, когда не было настоящего чемпионата, доказывали, что он нам нужен, мол, иначе хоккей умрет. Все правильно, но сейчас они же утверждают, что у нас не тот уровень. Так, если вы настоящие любители хоккея, то должны прийти и поддержать тот хоккей, который есть. Повторюсь, он будет довольно-таки приличного уровня. Уже есть четыре хорошие команды, будет интересный хоккей. В стартовом сезоне я надеюсь на возрождение. Я не вижу иного выхода, его просто нет. Ни клуб КХЛ, ни два клуба КХЛ дела не спасут.
Когда заработает клуб «Беркут», ему будет нужна детская школа. Набирать каждый раз легионеров - не выход. Хотя именно сейчас они очень нужны. Три молодых парня у меня в команде, еще Буценко и Кича будут (а еще говорят, что нет у нас молодых). Пять человек. Пусть придут и посмотрят, как они играют. Так ветераны - находка для них. Молодые учатся у стариков не только играть, но и тренироваться, учатся профессиональному подходу к делу. Я им говорю: учитесь каждый день. И не только на льду, но и в раздевалке, в автобусе, в столовой. И не могу сейчас нарадоваться на Пашу Тарана, Никиту Васильева. Надо только все это сохранить.
- Где сейчас живут легионеры?
- Мы снимаем в Броварах гостиницу с отличными условиями, трехразовое питание организовано прямо тут рядышком. Но все это только на время сборов. А когда мы определимся, где будем базироваться, игроки смогут снять себе квартиры. Их контракты позволяют снять квартиры в Киеве, и клуб не собирается заниматься поиском квартир для хоккеистов и предоставлением жилья, потому что я на собственном опыте знаю, что у каждого свои требования, и каждый выберет то, что ему подходит. Деньги у них есть, и этим они будут заниматься сами.
- Каковы ближайшие планы команды?
- Сейчас тренируемся в «Терминале». Там же в пятницу проведем первый контрольный матч с «Соколом». В ответном матче 26 августа, хозяином будет уже «Сокол». 22-23 августа посетим Донецк и сыграем два матча с «Донбассом». Скорее всего, нам будет противостоять та команда, с которой предстоит соперничать с нами в чемпионате Украины. Но и она сильна - там уже играют Бабинец и Шаманский, обеспечивавшие «Донбассу» украинское золото. А с 8-го по 10-е сентября нас пригласили в Харьков на турнир, в котором сыграем мы, «Сокол», «Донбасс» и харьковские «Акулы».