Три банки: как Шахтер самого Льва Яшина обидел
Всем известно, что лучшим вратарем в истории футбола многие, и ФИФА в том числе, считают Льва Яшина. Этот уникальный человек, конечно, пропускал, но все-таки чаще - нет. Ну, а так, чтобы пропустить сразу три гола - такое в его карьере вообще случалось чрезвычайно редко. Но однажды произошло в матче с Шахтером, и сегодня Terrikon.com вспоминает уникальное....
Случилось это 15 августа 1959. Время для Шахтера было, прямо скажем, так себе. Крепкая команда, которая в середине 50-х вернулась в высшую лигу, поначалу держалась бодрячком, занимала 7-8-е места, что считалось приличным результатом, при тогдашней абсолютной гегемонии пяти московских гpaндов (с вкраплением одного киевского). Но в 1959 команда стала рассыпаться на глазах, поражения шли одно за другим - и к августу Шахтер безнадежно завяз в турнирном болоте: последнее место с одной победой и двумя ничьими в 11 матчах при удручающей разнице голов 8 - 22.
Московское Динамо, наоборот, парило в зените, возглавляло таблицу с отрывом, имело прекрасную оборону (чем славилось все то десятилетие) с почти непробиваемым Яшиным (7 пропущенных голов в тех же 11 матчах). Забегая вперед, скажем, что оно так и стало в том сезоне чемпионом, а больше двух голов пропустило всего дважды. И один из этих случаев как раз пришелся на Шахтер, ожидать чего никто уж никак не мог.
Вообще, в те годы Динамо с Шахтером, как правило, разбиралось легко. Например, в 1955, после возвращения "горняков" в группу сильнейших, просто затоптало их - 6:0, а осенью в Сталино еще добавило 3:0. В 1957 была победа со счетом 7:2, в 1958 - 4:1. В общем, равным Динамо соперником Шахтер болельщиками не считался - ни чужими, ни, честно говоря, своими. В том же чемпионате, о котором мы ведем речь, в начале сезона у себя на поле донбасская команда уступила 0:2, и это выглядело закономерным. Но 15 августа в Москве все пошло по совершенно другому сценарию.
Уже на 8-й минуте Шахтер открыл счет - почин сделал Александр Кольцов, футболист опытный, много повидавший, несколько лет игравший в киевском Динамо. Но родом был с Донбасса, из Лисичанска, поэтому его запоздалое появление в главной команде региона выглядело логичным. Для Динамо гол Кольцова стало легким шоком, и отходили москвичи от него довольно долго, никак не удавалось подобрать ключи к неуступчивой обороне гостей (а проходил матч на знаменитом столичном стадионе Динамо в присутствии 30 тысяч нетерпеливых зрителей, из которых за Шахтер болели, наверное, человек десять).
В конце концов, многократный чемпион Союза разобрался в происходящем и один за другим забил два гола (на 31-й минуте - Виктор Царев, на 32-й - Генрих Федосов, оба с опытом игры за сборную СССР). А когда вскоре после перерыва тоже широко известный Алекпер Мамедов еще один раз пробил донецкого вратаря Евгения Лемешко (бывшего киевлянина и будущего успешного тренера) - казалось, что происходят очередные похороны Шахтера.
Но похороны были отменены. Шахтер смог сделать то, что мало кому удавалось и в Союзе, и в мире - трижды огорчить Яшина.
Вообще, процент матчей, в которых великий вратарь пропускал три гола и более, в его карьере - что-то около 2.8 (может, и меньше, но со статистикой тогда было, как говорится, не альо). То есть - очень редкие исключения. Избежать таких неудач невозможно, это вам скажет любой профессиональный голкипер. Сам Яшин, человек обычно немногословный, на эту тему не особо распространялся, но говорил, например, так: "Бывает, мяч летит так, что даже пальцем не зацепишь. В такие моменты понимаешь: футбол — игра, где не все зависит от тебя". Или такое, почти философское: "Вратарь — последний, кто встречает мяч, но не единственный, кто должен его остановить. Гол — это результат игры всей команды, а не только моего промаха".
В том, что случилось 15 августа 1959 на московском стадионе Динамо, сошлось все - и расслабленность защиты, поверившей, что дело уже в шляпе, и какие-то неправильные, неудобные для вратаря траектории мяча, и соперник, который с какой-то остервенелостью вдруг попер вперед. Вероятно, это был приступ отчаяния, когда терять уже нечего, и берет досада за то, что ничего не получается, что ты - на последнем месте, а чувствуешь, что это несправедливо.
Это был недолгий всплеск, но он принес Шахтеру успех. Опытный Иван Федосов и молодой Юрий Захаров забили два гола подряд - на 60-й и 62-й минуте. Счет 3:3 выглядел для Динамо оскорбительно, и они постарались тут же поставить провинциалов на место. Но не получилось ни быстро, ни медленно. Выпадают такие дни, вы же понимаете. Шахтер сохранил позитивный счет и уехал из Москвы героем.
К сожалению, в долгосрочной перспективе это ничего не изменило. "Горняки" так и закончили тот сезон на последнем месте, хотя во втором круге побеждали уже в три раза чаще. Спасла от понижения в классе только реформа - высший дивизион советского футбола решили увеличить, а аутсайдеров предыдущего сезона - простить. Шахтер остался среди сильнейших, чтобы и дальше периодически отщипывать у столичных команд очко-другое. Так, как сделал это в историческом матче с тремя голами Яшину...