Пистолет на столе научил Эмануэля Стюарда вести дела в боксе
Журналист The Guardian Кевин Митчелл опубликовал интересную статью в память о недавно ушедшем из жизни знаменитом американском тренере Эмануэле Стюарде.
Встреча с коррупционером в Пуэрто-Рико научила тренера 40 чемпионов мира тому, как достичь успеха в боксе. Лучшие истории в боксе неизменно становятся известны публике, только когда основные участники уже мертвы. И это одна из таких историй.
Мэнни Стюард умер в четверг в возрасте 68 лет, проиграв бой раку. Он ушел из жизни с репутацией непревзойденного мастера, тренера более 40 чемпионов мира, наиболее известные из них - Томми Хирнс, Леннокс Льюис и Владимир Кличко.
Первым чемпионом Стюарда не был, как часто предполагают, Хирнс, самый известный ученик прославленного зала Kronk в Детройте, а боксер со стороны Хилмер Кенти. Техасец был достаточно умелым легковесом, но был неизвестен, и то, как Стюард сумел организовать ему бой за титул, проливает интересный свет на функционирование боксерской индустрии.
В 1980-м году Стюард поехал в Пуэрто-Рико для встречи с человеком по имени Пепе Кордеро, чьим основным занятием в жизни было посредничество в делах с Всемирной боксерской ассоциацией (WBA) — если кто-то хотел организовать бой за титул, самым быстрым путем к этому была взятка Кордеро (который умер в большом забвении).
«Я знал, что им нужен соперник для чемпиона мира в легком весе Эрнесто Эспаньи», — рассказал Стюард в 1997 году ныне покойному редактору Boxing News Гарри Муллану. Тренер, а на тот момент уже и менеджер, рассказал, как Кордеро, менеджер Эспаньи, вынул пистолет и положил его на стол между ними. Он потребовал 100 тысяч доллларов чемпиону, 25 тысяч стареющему полусредневесу Анхелю Эспаде, который должен был выступить в андеркарде, и 25 тысяч ему лично.
«Когда мы договорились, — сказал Стюард, — я стал должен около 300 тысяч долларов».
Но в то же время Стюард заработал достаточно денег, направив свой ум не только на тренерскую работу, но и на переговоры, и всегда договаривался о хороших условиях с большинством превосходных чемпионов, которых он тренировал. Это было показателем его гения, так как лучшие боксеры мира так же высоко оценивали его услуги, как и новички, несмотря на то, что он никогда не боксировал на профессиональном ринге.
По общим отзывам Стюард был отличным боксером-любителем в легчайшем весе, высоким и длинноруким, с острыми боксерскими инстинктами, отточенными в нелегальных поединках в горах Западной Вирджинии, где он рос. Он стал чемпионом США в 1964 году, но решил не отбираться в олимпийскую сборную страны, выбрав в качестве страховки будущей занятости профессию электрика.
Убежденный своим братом вернуться в бокс два года спустя, он получил уроки тренерского мастерства от признанного специалиста Эдди Фатча и донес эти знания до череды превосходных боксеров, многие из которых были из Детройта.
Он извлек два фундаментальных навыка из сотрудничества с Фатчем: тщательное тейпирование кистей боксера с концом бинта плотно завязанном в середине каждой кисти и совет своим боксерами сжимать и доворачивать кулаки непосредственно перед ударом.
«Я люблю нокауты, — Стюард рассказал мне, — и это два пути для того, чтобы он состоялся, вместе со скоростью. Скорость убивает».
Когда Хирнс вошел в зал Kronk в захудалом районе Детройта таким худым 14-летним подростком, каких Стюард еще не видел, они быстро нашли общий язык, но Хирнс, первый боксер в мире, завоевавший чемпионские титулы в пяти весовых категориях, не был записным нокаутером, пока Стюард не сделал из него настоящего «убийцу».
Тренер был вместе с Хирнсом в его лучшие времена и в худшие. Он часто пытался убедить его завершить карьеру после далеко не самых лучших выступлений, но был с ним, когда 41-летний Хирнс приехал в Англию в 1999 году и оказался победителем близким решением в бою с Нейтом Миллером. Публика, которая с восторгом приветствовала его, проводила его свистом. Хирнс боксировал до 2006 года и в 2010 был вынужден выставить на аукцион свой дом и другие ценности, чтобы заплатить налоги и погасить долги.
Стюард тренировал трех британских чемпионов мира: Льюиса, Дэнниса Эндриса и Назима Хамеда, а также Генри Акинванде. Эндрис был вероятно его самым примечательным учеником: сырой необученный драчун, храбро но без шансов проигравший Хирнсу в Детройте, превратился в дисциплинированного и чрезвычайно сильного чемпиона под руководством Стюарда.
Стюарду было так же легко с сырым материалом, как и с природно одаренными боксерами, но он не смог справиться с другой стороной своего наверное самого выдающегося ученика Джерарда Маклелана.
Стюард ушел от Маклелана незадолго до его поединка против Найджела Бенна в 1995 году и так и не добился окончательного разрешения их конфликта по поводу денег, которые боксер задолжал ему. Маклелан, приехавший на бой с разношестной командой и даже вынужденный сам бинтовать себе руки, остался частично слепым и глухим после того незабываемого поединка.
Стюард также основал филиал зала Kronk в Лондоне, который недолго процветал, и был проницательным учителем для чемпиона мира в супертяжелом весе Владимира Кличко несколько лет, также зарабатывая на жизнь комментированием поединков.
Изначальный зал Kronk был закрыт, хотя Стюард перебазировался с несколькими своими боксерами в другой зал в Детройте.
Стюард был не единственным, кто ценил деньги, но он распоряжался ими с намного большей внимательностью, чем другие, в особенности чемпион мира в двух весовых категориях Эвандер Холифилд, которого он готовил к второму бою против Риддика Боу.
Холифилду недавно исполнилось 50 лет, и к сожалению на этой неделе он объявил о возвращении на ринг спустя год после своего предыдущего боя и через 28 лет после своего дебютного боя на профессиональном ринге. Человек, завоевавший пять чемпионских титулов с небольшой помощью казино и пяти матерей своих одиннадцати детей, растратил большую часть своего 350-ти миллионного состояния. Ему пришлось продать свой 109-ти комнатный особняк за 5 миллионов фунтов, и сейчас он живет в небольшой квартире в пригороде Атланты.
Кенти? Он победил в том бою против Эспаньи, став первым чемпионом мира из Детройта после Джо Луиса. Шесть месяцев спустя он снова победил Эспанью, и владел титулом до того момента, когда Шон О'Грейди отобрал его в 1981 году, одно из всего двух поражений в 31 бою. Он ушел из бокса в 1984 году и тихо живет в Детройте, городе практически так же известном своими боксерами, — частично благодаря Эмануэлю Стюарду, — как и своими машинами.